Отвечают эксперты консалтинговой компании «ПрактикУМ»  Евгений Егоров и Вадим Шепелев.

Известная фраза «Нужно не экономить, а больше зарабатывать» теряет актуальность при стремительном сокращении рынков и покупательского спроса. В нынешних условиях вопрос экономии для бизнеса стоит критически, как условие выживания в очередной новой экономической реальности. Но, для того, чтобы грамотно экономить, нужно уметь анализировать свои затраты и находить резервы для экономии. Начинать экономить нужно там, где затраты занимают наибольшую долю в общих издержках, искать, так называемые, «черные дыры». Как правило, для большинства компаний, это следующие статьи затрат: зарплата, аренда, себестоимость продукции, затраты на маркетинг, энергоносители, логистику, кредитная и налоговая нагрузки, обучение и развитие персонала и т.п. В зависимости от масштабов и направленности бизнеса принципы экономии будут разными. Поговорим о локальных случаях экономии для разных бизнесов.

«Уменьшение стоимости аренды при смене месторасположения заведения – зачастую действенный способ экономии, — объясняет Евгений Егоров. – Но он может быть опасен, например, для ресторанного бизнеса. На новом месте придется заново завоевывать публику, а это приблизительно то же, что и начать бизнес «с нуля». Выбор места для данного бизнеса должен быть грамотным и взвешенным, учитывая портрет клиента, человеко-поток. Тогда, переехать можно будет без ущерба для бизнеса. Потому, перед перездом на новое места в целях экономии, я бы советовал, всем владельцам общепитов взвесить все риски, просчитать все наперед и лишь потом принимать такое серьезное решение. Ведь, кто-то из известных рестораторов сказал, что для ресторана важно 3 вещи: «место, место и еще раз место».

По словам Евгения Егорова, экономия за счет сокращения численности сотрудников и снижение уровня зарплат, это действенный способ экономии, как для большой компании, так и для небольшой фирмы. Но сокращать людей без разбора — неправильно. Сначала надо проанализировать, кто из подчиненных какие бизнес-процессы обслуживает, что делает, как качественно. Когда такой анализ сделан, нужно оставить нужных, профессиональных, лояльных и эффективных сотрудников, за счет труда которых фирма двигается вперед. По закону Паретто – 20% персонала делают 80% всей полезной работы. Остальных придется сократить, как правило, поэтапно. Но останавливаться только на этом, как любят большинство работодателей, нельзя. Оставшихся специалистов важно удерживать, повышая зарплату, или предоставляя какие-либо бонусы. Иначе они потеряют интерес к работе либо же начнут подыскивать себе другое место. Позиция владельца, что он без проблем найдет нового профи вместо старого – в корне не верна. Найти сейчас нового работника не сложно, но где гарантия, что он будет лучше старого, плюс с ним надо еще притереться и сработаться, да, и что от него можно ожидать – не известно. Важно бизнесменам помнить: сначала КТО, а потом ЧТО! Или, говоря другими словами: сначала люди, а потом результаты, так как от качества Ваших сотрудников зависит качество и эффективность Вашего бизнеса.

«Экономия на энергоносителях» — действенный подход для сокращения расходов, — рассказал Вадим Шепелев. Как правило такой способ более эффективен там, где эти затраты значительные в общей структуре издержек. Например, на производстве, где потребляется большое количество электичества или газа для отопления или изготовления продукции. На небольших фирмах экономия будет не столь существенной. Производителям, даже мелким, лучше переходить на более дешевые энергоносители. Кроме электричества, это может быть, например, уголь или биотопливо». Также важно уже сейчас внедрять комплексные энергосберегающие технологии, но это процесс длительный и дорогостоящий.

«Достаточно высокий спрос сегодня на электронику и бытовую технику — явление психологическое и временное, — считает Вадим Шепелёв. — В начале кризиса, когда национальная валюта обесценивается, а цены начинают расти или наоборот падать, как в случае с недвижимостью, люди склонны вкладывать свободные деньги в покупку жилья, авто, мебели или бытовой техники, что наблюдалось в 2008г. Но когда первая волна паники схлынет, люди начнут экономить на всем. То, что торговые сети по продаже техники начинают уменьшать площадь своих магазинов, переучивать персонал и делать ставки на интернет – правильная политика. Они, таким образом, снижают свои расходы. В ближайшем будущем и магазины электроники и продуктовые супермаркеты будут вынуждены менять структуру своих ассортиментных портфелей, массово увеличить количество товаров эконом класса и снижать количество товаров среднего класса и премиум. Иначе они не выживут».

Что касается ресторанного бизнеса, по словам Евгения Егорова, рестораторы, как правило, экономят на себестоимости блюд, изменении меню и операционных затратах (персонал, зарплата, аренда, моющие, реклама и т.п.). Но значительный резерв может быть именно в снижении себестоимости продукции путем грамотной замены ингредиентов без потери качества и вкуса. А также, незначительном снижении веса порций. Но эта экономия не безгранична и довольно опасна, нужно подходить правильно, иначе рискуете потерять своих лояльных постоянных покупателей, которые дают основную выручку, и получить негативные отзывы, что может запросто «убить» любой ресторан или кафе. Также, аккуратное изменение меню в пользу более востребованных блюд и избавление от низкооборачиваемых тоже эффективно – не потребуется закупать и держать запас дорогих ингредиентов и специальный персонал, который может быть заточен на данные блюда.
Нужно отметить, что все рекомендации по экономии – довольно условны и обобщенны, для каждого бизнеса нужно искать свой индивидуальный и эффективный рецепт, используя лучший опыт отечественного бизнеса.